Трудись, первоклашка, человеком будешь
Не спорьте: быть первоклашкой трудно. У нас в столичной 70-й семь первых классов. Если в каждом не менее 40 человек, то посчитайте — целая армия! Я побывала на многих уроках у первоклассников… Удивляешься, как много за эти месяцы усвоили малыши!
На уроки математики у Лилии Владимировны Лавриковой полный порядок. Дети напряженно работают. Стриженые головки оперируют такими понятиями, как «разность», «сумма», «вычитаемое», «слагаемое», «периметр» и т. д. Кроме того, проговаривают такие термины, как «текстовые» задачи, «результат» и др.
А сколько ответов на вопрос: почему? И ответы логически верны!
Тема урока «Уравнение». Ребята должны в течение часа от конкретного мышления перейти к отвлеченному, в головках должен «отложиться» «икс» как искомое. К счастью, Лилия Владимировна обладает мастерством учителя: дети поняли все, решили примеры, пользовались новой терминологией. И это в 1-м классе! Труженики!
Учитель успел все — и объяснить, и физкультминутку провести. Не успел только улыбнуться… Слишком серьезно было то, чем они занимались. Между прочим, на прошедшем недавно конкурсе «Учитель года» Лилия Владимировна заняла 1-е место в одном из столичных районов. Всей школой мы ее поздравляли.
Интересным, напряженным был урок у известного нашего педагога Инны Владимировны Власовой, о которой я уже писала когда-то в «Слове Кыргызстана», о «воспитании в детях» добрых чувств. Та же тема — «Уравнение». Но применен другой интересный прием: дети вслед за учителем проговаривают вслух все формулировки, привыкают к их звучанию, пользованию ими. Интересно, что на этом уроке учитель обратил внимание на чувства детей, спросив, понравилось ли решать уравнения.
— Я работаю уже 53 года, — говорит Инна Владимировна. — У меня на уроке скучающих, наверное, не бывает. Я «растворяюсь» на уроках. Зато до дома еле дохожу — устаю. Трудно детям, но трудно и нам.
Инна Владимировна — удивительно грамотный человек, ее приглашают консультировать, она участвует в написании учебников.
Мне нравится, как она работает с родителями учеников. После уроков они толпой окружают учительницу, и для каждого у нее есть полезное, доброе слово.
— Прекрасная учительница, — говорит мне один из окружающих А. Баеков. — 11 внуков у меня, и почти все «прошли» через Инну Владимировну.
И все-таки звания «Заслуженный учитель» она не получила. А ведь давно заслужила.
Побывала я и на уроке кыргызского языка у Ольмас Абабакировны Кадырбековой. Времена поменялись. В классе только две русые головки. Остальные, казалось бы, знают свой родной кыргызский язык.
— Они думают, что знают, — говорит Ольмас Абабакировна. — На самом деле знания в лучшем случае на бытовом уровне.
Урок был хорошим, результативным. Читали стихи, пели вместе с учителем песни, разговаривали весь урок на кыргызском. Меня особенно поразило знание всеми детьми Гимна Кыргызской Республики. Только двое подглядывали в тетрадь. Остальные знали, что петь и как петь — приложив руку к сердцу.
Ольмас Абабакировну иногда приглашают на телевидение. Недавно она получила Почетную грамоту правительства Кыргызской Республики.
Школа у нас огромная, вместо проектных 1 600 учащихся занимаются почти вдвое больше. Если бы не сорок учащихся в классе, можно было держать во внимании каждого. Трудно с воспитательной работой. Общие «громкие» мероприятия малоэффективны. Заняты в основном предупреждением правонарушений. Школа обучает, но мало воспитывает. Да и во всех последних документах по образованию обучение отделено от воспитания, не учтены старые, проверенные формы работы, не рекомендованы новые.
Особенно печально, что нет ни слова о формах, методах и целях патриотического воспитания. Очень мало об этом говорят и учебники. Прочтите «Родиноведение» для 1-го класса, и станет ясно, что любовь к Родине там отсутствует. Руководящие документы дают лишь общую цель: «учащиеся должны обладать выраженными коммуникативными навыками, быть независимыми, уважать многообразие людей» и т. д.
Быть учителем трудно. К счастью, я работаю в школе, где большинство учителей, несмотря на малую зарплату (еще 2 года тому назад за проверку каждый день 80 тетрадей учителю прибавляли к зарплате 8 сомов), работали и работают честно, завоевывая гимназии № 70 заслуженный авторитет.
Зоя АНДРЕЕВА,
ветеран педагогического труда.
Бишкек.
Related News
Продолжая путь первого учителя
Торага Нурланбек Шакиев принял участие в конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения первого просветителя, выдающегосяRead More